СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ
(ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ВАЖНЫХ ТЕРМИНОВ И КОНЦЕПЦИЙ)
Читайте также словарь восточных терминов.
Акупунктурная точка. Места на коже, где каналы Ки ближе всего подходят к поверхности тела. Доступ к Ки происходит через ворота, или акупунктурные точки, расположенные по ходу каналов, которые пронизывают тело, чтобы разносить Ки. Эти точки обеспечивают систему сообщения, соединяющую наружное с внутренним. Акупунктурные точки подвергаются стимуляции, чтобы активизировать циркуляцию Крови и Ки, осуществить обезболивание, воздействовать на функции определенной функциональной системы и на равновесие в организме в целом.
Анаболизм. Анаболический процесс обмена веществ, в котором пища преобразуется в ткань. В контексте китайской медицины анаболические процессы, соответствуя категории Инь, отвечают за усвоение и хранение Ки, Влаги и Крови (известных как материальные субстанции организма и являющихся выражением Джинь, или Субстрата).
Ветер. Состояние, характеризующееся склонностям к движению и внезапным переменам, склонностью к спазмам, нервозностью, слезливостью, мигрирующими болями, головокружением, дрожью, зудом, головными болями, заложенным носом, першением в горле.
Влага (Джинь-е). Процессы и воздействия внутри тела, которые не могут классифицироваться как Ки (невещественное) или Кровь (вещественное); то есть промежуточное состояние Ки. К Влаге относятся спинномозговая, синовиальная жидкости, интерстициальные жидкости, пот, слизь, слезы, слюна, сексуальные секреты, сальные секреты, моча и Питательный Субстрат, который циркулирует вместе с Кровью.
Внутренняя болезнь. Болезнь, развивающаяся в полостях тела и воздействующая на систему и структуру внутренних органов.
Восемь Основных Принципов. Четыре диагностических набора полярных категорий, определяющих модели нарушений в организме: холодный—жаркий (относятся к природе процесса заболевания), избыточный—недостаточный (оценивают силы организма относительно силы патогенных процессов); внутренний—внешний (касаются расположения болезненного процесса относительно поверхностных или находящихся в глубине тканей и функций). Инь—Янь (общие категории, одытоживающие взаимодействие прочих шести: состояние Янь — это холодное недостаточное и внутреннее, Янь — жаркое, избыточное, наружное. Обычно наблюдаются признаки смешения Инь и Янь, например жаркий, избыточный и внутренний или холодный, недостаточный и наружный. Четыре из этих восьми категорий (избыточность—недостаточность, горячий—холодный) являются
наиболее значимыми в дифференциации патогенных процессов.
Холод — местное или систематическое, субъективное или объективное отсутствие жара в теле.
Жара - местный или систематический, субъективный или объективный избыток жара в теле.
Недостаточный — характеризующийся отсутствием основных составляющих (Ки, Влаги, Крови), органической гипофункций какого-либо органа или физиологической системы.
Избыточный — характеризующийся излишеством, закупоркой основных компонентов, гиперфункцией какого-либо органа или
физиологической системы.
Внутренний — оказывающий воздействие на глубокие уровни
биологической активности или проявляющийся во внутренних
органах или областях, таких, как полости тела, кости, железы,
основные кровеносные сосуды или нервы.
Наружный — оказывающий воздействие на поверхностные ткани
или органы, такие, как волосы на теле, кожа, подкожные ткани,
мышцы, суставы и периферические кровяные сосуды и нервы,
Инь—Янь — концепция, выражающая в общем виде основополагающую или комплексную природу любого процесса (в том числе заболевания).
Гармония. Существование равновесия, красоты, спонтанности и творческого начала в природе; применительно к человеческому здоровью гармонии соответствуют чувства легкости, сообразности и живости, которые человек испытывает, когда его психический и соматический аспекты согласуются между собой и с внешней средой. Это идеализированное состояние жизни, существование которого у человека — преходяще. С точки зрения медицины — это веха, эталон, которым оценивается относительно здоровая или расстроенная функция организма. Подразумевается, что, следуя даосистеким принципам, иными словами, адекватно реагируя на постоянно изменяющуюся динамику Инь—Янь и Пяти Фаз, можно достичь внутренней и внешней гармонии. В более приземленном смысле достижение гармонии - это обретение естественной легкости жизни, смягчающей разрушительное воздействие стрессов, боли и страданий.
Даос. Течение или пути природы; космологический и философский термин, обозначающий вселенную как недифференцированное целое. Стефен Митчел пишет в своем переводе Тао Те СМщ: «Даос недоступен чувственному восприятию. Он содержит несчетное множество галактик...» и: «Даос никогда ничего не делает, однако посредством него делается все».
Диагноз. В китайской традиционной медицине существует 4 метода диагностики: визуальное наблюдение, прослушивание и обнюхивание, опрос и пальпация. Главным среди них является осмотр языка и прощупывание пульса на обоих запястьях, наблюдение цвета и черт лица, прощупывание акупунктурных точек.
• Смотреть на: цвет лица, глаз, языка, ногтей, волос, походку,
фигуру, общий вид, качество экскреций и секретов.
• Слушать и нюхать: звук голоса и дыхания, запах дыхания, кожи,
экскреций, секретов.
• Спрашивать о: текущих жалобах, истории здоровья, семейной
истории здоровья, моделях сна, аппетита, веса, элиминации, месячных, стресса.
• Прощупывать: текстуру, влажность, температуру, эластичность
кожи, силу и тонус мышц; гибкость и подвижность суставов;
чувствительность точек диагностики. Кроме того, оценить радиальный пульс.
Дух (Шень), В лексиконе китайской медицины Дух, или Шень, относится к тому, что производит и формирует внешнее выражение жизни организма, наблюдается в ясности и блеске глаз, интенсивности интеллектуальных и эмоциональных процессов.
Единица тела. Анатомическая мера, используемая для нахождения акупунктурных точек. Одна единица (цунь) равна ширине второй фаланги большого пальца руки. Три единицы тела равны ширине сжатых вместе пальцев: указательного, среднего, безымянного и мизинца. Различные части тела разделяются соответственно определенному числу еди ниц тела; например, расстояние от пупка до лобковой кости составляет 5 единиц тела; расстояние от сгиба локтя до сгиба запястья составляет 12 единиц тела.
Жара. Состояние, характеризующееся отвращением к жаре, желанием холода, излишней активностью, воспалением, обезвоживанием, запором, краснотой, непоседливостью, растерянностью, бессонницей, агрессивностью, скудной, темной мочой и густыми зловонными выделениями.
Земля. Материальная сфера человеческого существования, принадлежащая к Инь, включает почву, моря и реки, а также видимые влияния времен года и климатов. В человеческом теле Земле соответствует то, что расположено ниже пупка.
Инь. Буквально «теневая сторона горы», одна из двух основополагающих сил, организующих вселенную. Инь обнаруживает себя как вещество, темнота, спокойствие, холод, инерция и смерть. Инь включает в себя материальную субстанцию тела, в том числе ткань, кровь, жидкости и внутренние секреты.
Инь—Янь. Взаимозависимые полярные силы; основополагающий принцип дуальности, организующий вселенную. Инь—Янь символизируют характерные для жизни процессы взаимодействия. Полностью относительные понятия.
Испарять или осаждать. Относится к интегрирующей, трансформирующей и распределяющей деятельности Тройного обогревателя (в зарубежной литературе - Тройной Горелки) совместно с Легкими, Селезенкой и Почками, имеющей целью регулировать движение Ки и Влаги вверх и вниз. Спускаясь, Ки «осаждается» из пара, образуя густую жидкость. Поднимаясь, Ки совершает обратный процесс - «испарение». Влага содержится в дыхании - вверху и в моче - внизу.
Каналы. Иначе называются меридианами. Сеть неанатомических проводящих сосудов, по которым циркулирует Ки. Для каждой функциональной системы имеется соответствующий канал: Печени, Желчного пузыря, Сердца, Тонкого кишечника, Селезенки, Желудка, Легких, Толстого кишечника, Почек, Мочевого пузыря, Перикардия и Тройной Горелки. Кроме того, имеется Передний серединный меридиан, который часто называют Канал зачатия, расположенный вдоль средней линии живота в передней части тела, и Задний серединный меридиан, который часто называют Правящий канал, расположенный сзади, посередине головы и спускающийся вдоль спинного мозга. Есть также «чудесные каналы», образованные акупунктурными точками, принадлежащими к различным каналам. Эти каналы образуются при патологии.
Катаболизм. Катаболический процесс обмена веществ, в ходе которого ткани расщепляются для высвобождения энергии. В контексте китайской медицины катаболические процессы соответствуют категориям Янь генерации и распределения Ки, Влаги и Крови (иначе говоря, оживлению организма, которое является выражением Шень).
Ки. Творческий или формирующий принцип, связанный с жизнью и всеми процессами, характеризующими живые существа. Все одушевленные формы природы суть проявления Ки. Ки — это невидимая субстанция, нематериальная сила, имеющая ощутимые и зримые проявления.
Ки имеет собственное движение, кроме того, она активизирует движение вещей, которыми не является Ки порождает движение и жар. В контексте человека Ки — это то, что вносит в тело жизнь и дифференцируется соответственно конкретным функциональным системам. Все виды физической и ментальной деятельности — суть проявления Ки: ощущения, мышление, эмоции, пищеварение, движение.
Китайский иероглиф, обозначающий Ки, состоит из верхней части, представляющей «поднимающийся пар», и нижней, обозначающей «зерно». Поток, поднимающийся над горшком, где варится рис, символизирует дистиллированный субстрат, отсюда слово Ки можно перевести как «пар чистейшей материи». Ки относится к запасам человеческого организма, которые он потребляет, преобразует и передает.
Высокочистый субстрат пищи (Ки Пищи) и воздуха (Ки Воздуха) в теле становится сущностью, известной, как чистая, или праведная, Ки, или Жень Ки, которая циркулирует по каналам, регулируя и питая все процессы и формы деятельности в теле. Защитная Ки (Вей) адаптирует организм к действию внешней среды, например погоды, и мобилизует сопротивляемость к патогенным микроорганизмам и вредным веществам окружающей среды. Ки также подразумевает целостность триады: Крови, Влаги и самой Ки — суммарной жизни организма.
Ки регулируется Печенью, генерируется Селезенкой, распределяется Легкими и сохраняется Почками
.
Китайская медицина. Методология медицины, разработанная в Древнем Китае, известна также как традиционная китайская медицина, относится более к системе мышления и практике, нежели к описанию современных медицинских обычаев Китая.
Контекст. Фон или окружение, среди которых происходит некое явление или событие. В китайской медицине все соображения являются контекстуальными в том смысле, что ни один специфический симптом или знак, ни одна жалоба не могут интерпретироваться правильно без соотнесения с общей картиной, то есть всеми проявлениями организма, доступными для наблюдения и интуитивной оценки.
Кровь (ксю). Наиболее плотная из жидкостей в теле человека: передает питание и обеспечивает материальную «матрицу» умственной и эмоциональной жизни. «Кровь — обитель души», хранится Печенью, генерируется Селезенкой, разгоняется Сердцем, является «матерью» Ки.
Дисгармония. Интерпретация и идентификация индивидуального набора симптомов и признаков в категориях Инь—Янь, Пяти первоэлементов, Функциональных систем органов, Восьми Принципов, Неблагоприятных Климатов и патогенных скоплений; например, типичная модель дисгармонии Селезенки включает недостаточность Кщ скопление Сырости и застаивание Ки Желудка.
Мутный. Относится к грубым, неочищенным элементам еды и жидкости, когда они проходят по организму в процессе пищеварения, усвоения и элиминации. Тонкий кишечник и Почки ответственны за передачу нечистых элементов пищи и жидкости, соответственно к Толстому кишечнику и Мочевому пузырю. Термин «мутный» относится также к патогенным изменениям чистых веществ, таких, как слизь, кровь, желчь и моча, которые приобретают дурной запах, становятся непрозрачными, вязкими и визуально грязными.
Наружные болезни — порождаются внешними климатическими условиями; существуют в наружном слое тела.
Небеса. Нематериальная сфера, принадлежащая к Янь, включающая Солнце, Луну, небо и окружающую нас атмосферу и невидимые силы, влияющие на нас. В человеческом теле небесам соответствует то, что расположено выше диафрагмы.
Неблагоприятные Климаты. Внутренние или внешние патогенные агенты Ветра, Жары, Холода, Сухости и Сырости
Ослабленный. Подтип типа Пяти первоэлементов, соответствующий категории Инь истощения и рассеяния Ки. При ослаблении функциональная система Органов или индивид, связанный с данной системой, обнаруживает признаки слабости, уязвимости и пассивности.
Онтогенез. Индивидуальное развитие живого организма.
Орган. Относится не только к анатомическим элементам, например Сердцу или Печени, но и к совокупности тканей, деятельности и каналов, образующих функциональную систему, составной частью которой является данный Орган. Таким образом, Сердце связано с Функциональной системой Сердца, которая включает и другой Орган, Тонкий кишечник, а также каналы Сердца и Тонкого кишечника.
Органы Инь (Зань). Также известны как «плотные органы», которые сохраняют Субстраты тела. Органы Инь — это Печень, Сердце, Селезенка, Легкие и Почки. Субстраты этих органов - соответственно слезы, пот, слюна, слизь и секреты.
Органы Янь (Фу). Также известны как «полые органы», которые превращают материю, освобождают субстрат, транспортируют вещество и выделяют отходы. Органы Янь - это Желчный пузырь, Тонкий кишечник, Желудок, Толстый кишечник и Мочевой пузырь. Желчный пузырь получает и выделяет желчь, Тонкий кишечник получает и транспортирует продукты пищеварения; Желудок принимает и передает пищу и жидкости; Толстый кишечник принимает и выделяет твердые отходы, а Мочевой пузырь — жидкие.
Очищать. Уничтожать, изгонять, удалять. Очищать - значит избавлять тело от патогенных агентов или Неблагоприятных Климатов, таких, как Ветер, Жара, Холод, Сухость и Сырость, или слизь; или уничтожать нежелательную закупорку Ки, Влаги и Крови. Очищающие травы вытесняют нежелательные условия посредством сильной стимуляции выделительной функции кожи, легких, кишечника, мочевого пузыря, а также механизмов вегетативной нервной системы, регулирующих метаболизм и температуру.
Патогенный агент. Сущность наружного или внутреннего происхождения, которая препятствует
нормальной функции, что в свою очередь может создать вторичные патогенные изменения.
Перикард. Один из 6 каналов Инь, функция которого относится к категории Сети Сердца. Перикардий, как и Тройной обогреватель, не связывается с какой-либо анатомической единицей. Он соответствует функции деятельности Сердца по насыщению Кровью (артериальное кровообращение) и пассивной функции обители Духа (поддержание сознания).
Питательная Ки. Также называемая Ки Пищи или Питательный Субстрат (Субстрат Пищи). То, что преобразуется Желудком и усваивается Селезенкой, чтобы стать основой Ки, Влаги и Крови, питающих организм. Более легкий и чистый Субстрат Янь соединяется с Ки
Воздуха, образуя чистую Ки, циркулирующую по каналам. Более тяжелая часть, Субстрат Инь, передается вниз, к Почкам, где соединяется с конгенитальным или пренатальным Субстратом, образуя чистый
Субстрат, сохраняемый Почками (материальную основу роста, развития и размножения).
Последовательность ке. Взаимодействие Пяти Фаз, описывающее цикл, в котором одна фаза контролирует, регулирует, ограничивает другую: Дерево ограничивает Землю, Земля — Воду, Вода — Огонь, Огонь — Металл, а Металл — Дерево.
Последовательность шень. Взаимодействие превращений Пяти первоэлементов, описывающее цикл, в котором одна Фаза производит, порождает или питает другую: Дерево порождает Огонь, Огонь - Землю, Земля - Металл, Металл- Воду, а Вода - Дерево.
Дополнительные Органы. Головной мозг и матку называют «дополнительными» органами, так как они не связаны ни с одним Органом или каналом, но исторически определяют как важные. Говорят, что все каналы проходят через головной мозг, питая его, но поскольку мозг рассматривается как «море костной ткани», а она подведомственна Почкам, Почки управляют головным мозгом. А каналы Почек, Печени и Селезенки регулируют и питают матку.
Приобретенный (постнаталъный) Субстрат. Субстрат, преобразованный Легкими или Селезенкой из воздуха, пищи или жидкости, избыток которого накапливается и хранится Почками. Пополняет и в какой-то степени оттягивает истощение пренатального Субстрата в процессе старения.
Психологический аспект (Шень). Соответствует греческому слову, обозначающему «душа», то есть то, что не является телом, или материей. В контексте китайской медицины охватывает психологические и ментальные процессы, а также нематериальные аспекты организма.
Пять превращений первоэлементов.. Буквально - пять движений или процессий. Пять превращений соответствуют пяти реперным точкам: север, юг, восток, запад, центр, а также Воде, Огню, Дереву, Металлу и Земле. Поскольку Китай был аграрной земледельческой страной, центральное место в его образной картине мира и природы занимала земля. Солнце встает на востоке, достигает зенита на юге, заходит на западе и едва светит на севере. Каждая Фаза приобретает значение от природы и, в свою очередь, организует и описывает происходящие в природе процессы. Пять превращений определяют пять стадий превращения: рождение, рост, зрелость, упадок, смерть. В мышлении традиционной китайской медицины теория Пяти первоэлементов наряду с теорией Инь—Янь создает логическую схему соответствия, объясняя взаимодействие между организмом и средой.
Существуют два способа изображения отношений Пяти превращений первоэлементов с Землей в центре и другими элементами, размещенными соответственно сторонам света; и в виде континуума Дерева, Огня, Земли, Металла и Воды в моделях развития и ограничения. Первая из них описывает макрокосм, а вторая -функциональные отношения в микрокосме человека.
Рассеивать, Двигать, стимулировать циркуляцию, распределять, рассредоточивать. Рассеивать — значит облегчать застаивание Ки, Влаги и Крови или скопление Жара, Холода, Сырости и слизи. В теле примером рассеивания являются функции Печени и Легких, заключающиеся в ровной и ритмичной циркуляции Ки и распределении Крови.
Рассеивать и опускать. Функция Легких, благодаря которой влага Ки верхней части тела распределяется вниз по области груди и живота, чтобы затем Почки собрали ее в паховой области.
Свойства трав. Способность веществ, содержащихся в травах, оказывать определенное воздействие на тело. Четыре основных свойства трав — это приведение в тонус (увеличение), укрепление (собирание), рассеяние (распределение), очищение (уничтожение).
Сердцевина. Самый глубокий слой тканей или глубинная функция организма; выражены взаимодействием и интеграцией Сердца и Почек
Функциональные системы органов (Зань Фу). Отличные психофизиологические сферы функций в организме. Каждая из Пяти Систем Органов соответствует одному из состояний пяти первоэлементов. Эти системы организуют физические и ментальные процессы и связывают воедино все структурные компоненты каналов, Органов, тканей, жидкостей и т. д. Это: Печень (Дерево), Сердце (Огонь), Селезенка (Земля), Легкие (Металл) и Почки (Вода).
Слизь. Побочный продукт плотной, свернувшейся Сырости, способный вызвать образование преград, узлов, затвердений или опухолей.
Соматический аспект (Джинь). Происходит от греческого слова, обозначающего «тело» или все, что не есть дух. В контексте китайской медицины относится ко всем физиологическим и материальным процессам и составляющим организма.
Соответствий теория. Логическая система описания реальности, в которой все феномены соотнесены друг с другом через свою связь с определенным набором категорий. В китайской философии эти категории генерируются теориями Инь—Янь и Пяти первоэлементов. Все события можно описать на основе взаимодействия этих основных переменных. Сущности и процессы, которым можно дать подобные описания, счи таются не только близкими, но и в глубинном смысле влияющими друг на друга.
Пол Аншулд определяет китайскую традиционную медицину как «медицину систематических соответствий». Она основана на нелинейном методе анализа. Этот образ мышления отличает китайскую традиционную медицину от современной западной.
Субстрат. То, что составляет материальную основу индивидуальной жизни и может передаваться и превращаться в новую и самостоятельную индивидуальную жизнь посредством размножения. Субстрат - это наиболее чистая субстанция тела, которая формирует основу всех тканей, особенно мужских и женских репродуктивных секретов, включая сперматозоиды и яйцеклетки. Субстрат также представляет резерв или накопление Ки в теле, часть которой получена от родителей при зачатии (унаследованный, или пренатальный, Субстрат), а часть непрерывно черпается из пищи или воздуха (приобретенный, или постнатальный, Субстрат).
Именно способность генерировать и сохранять Субстрат определяет защищенность человека от дегенеративных заболеваний и определяет потенциальную продолжительность жизни. Субстрат проявляет себя блеском глаз и волос, хорошей фактурой тканей и языка, личной плодовитостью, высокой потенцией и творческими способностями.
Сырость. Характеризуется чувством тяжести, опуханием, расширением грудной клетки и живота, скоплением жидкостей, узелковыми образованиями, водянистым стулом, болью в суставах, ступором, липкими обильными выделениями и слизью.
Тело внутреннее. Включает кости, внутренние органы, железы, главные кровеносные сосуды и нервы, полости тела.
Тело наружное. Включает волосы на теле, кожу, подкожную ткань, мышцы, периферические кровеносные сосуды и периферические нервы.
Тип. Соответственно мышлению категориями Пяти первоэлементов существует 5 первичных конфигураций, выражающих внутренние качества и тенденции (тело и душу) отдельных людей. Каждый их этих типов: Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода — может быть далее дифференцирован на усиленный и ослабленный подтипы.
Типология. Система классификации индивидов на основании совокупности критериев, отличающих один тип от другого. Например, существуют типологии, основанные на категориях расы, этнической принадлежности, состава крови, социально-экономического статуса, религиозных убеждений, личных качеств, физического строения и т. д.
В контексте китайской медицины людей можно дифференцировать на 5 первичных типов, основанных на наборах признаков, соответствующих категориям Пяти первоэлементов, включающих такие критерии, как физическая форма, умственные и эмоциональные привычки восприятия и реакции, поведенческие склонности и модели физиологической деятельности.
Тонизировать. Питать, пополнять, увеличивать, строить, поддерживать, усиливать, повышать. Тонизировать - значит пополнять запас компонентов (Ки, Влаги, Крови) и способствовать надлежащему функционированию Органов. Тонизация тела помогает Селезенке, Легким и Почкам генерировать Ки, Влагу, Кровь и Субстрат.
Триада ке. Фазы вдоль последовательности ке, ограничивающие данный элемент и ограничиваемые этим элементом. Для Дерева: Металл—Дерево—Земля; для Огня: Вода—Огонь—Металл; для Земли: Дерево—Земля—Вода, для Металла: Огонь—Металл—Дерево; для Воды: Земля—Вода—Огонь. Эта триада считается регулирующей и менее стабильной.
Триада шень. Фазы вдоль последовательности шень, являющиеся «родителем» или «ребенком» данного первоэлемента: для Дерева: Вода—Дерево-Огонь; для Огня: Дерево—Огонь—Земля; для Земли: Огонь—Земля—Металл; для Металла: Земля—Металл—Вода; для Воды: Металл—Вода-Дерево. Эта триада считается поддерживающей и более стабильной.
Тройной обогреватель (Тройная Горелка). Один из 6 каналов Янь, функция которых относится к системам Легких, Селезенки и Почек. Как и Перикард, Тройной обогреватель не связан с какой-либо анатомической единицей. Тройной обогреватель соответствует 3 главным полостям тела: тазу, животу и грудной клетке — и функции транспортировки жидкостей и интеграции деятельности всех Органов.
Укреплять. Консолидировать, приводить в тонус, сжимать. Консолидировать - значит противодействовать ослаблению функций тела или порче телесных веществ путем сосредоточения, уплотнения и сжатия Ки, Влаги и Крови. Консолидирующие травы и травяные сборы помогают телу концентрировать и задерживать вещества и уплотнять ткани. Примером консолидации в теле является система Почек, функция которых состоит в том, чтобы воспринимать, концентрировать и сохранять Субстрат.
Унаследованный (пренатальный) Субстрат. Основополагающая субстанция жизни, полученная от родителей при зачатии и во время беременности, сохраняемая Почками и невосполнимая.
Усиленный. Подтип типов Пяти первоэлементов, соответствующий категориям Янь: повышенной концентрации и скопления Ки. Когда воздействие усиливается, Органы или личность, связанная с данным первоэлементом, обнаруживает признаки доминирования и угнетения других систем.
Феноменологический. В философии — представляющий попытку описать как внутренние, так и внешние события, составляющие нашу реальность или наше существование, вне понимания или определения их главных причин. Мышление традиционной китайской медицины скорее феноменологическое, нежели причинно-следственное, в отличие от мышления современной западной медицины.
Фу Жень. Буквально означает «укреплять правильное». Данный термин в особенности применим к акупунктуре и траволечению, первоочередной целью которых является улучшение конституциональной целостности и создание сопротивления заболеванию, а также поддержание здоровья и долголетия.
Фэн-Шуй. Буквально «ветер-вода», древнее искусство, заключающееся в конструировании и расположении зданий, крестьянских хозяйств и кладбищ соответственно движениям Ки в окружающей среде, учитывающее рельеф местности, погодные циклы, розу ветров, направление потоков, свет и тень.
Характер. В нашем контексте - врожденная природа или матрица соматического и психического аспектов, выраженная в одном из типов Пяти первоэлементов. Характер отличается от личности тем, что последняя является совокупностью врожденного (генетика) и приобретенного (опыт и развитие), тогда как характер относится к врожденным склонностям и способностям индивида.
Холод. Характеризуется отвращением к холоду, тягой к жаре, пониженной активностью, шелушением, отсутствием жажды, жидким стулом, бледностью, летаргией, отупением, сонливостью, слабостью, обильной прозрачной мочой, жидкими выделениями, не имеющими запаха.
Человек. Как отдельное лицо, так и общество. Функционирует как ось, соединяя силы Неба и Земли, Инь и Янь, ось, вокруг которой вращается вселенная. В человеческом теле сфере «человека» соответствует то, что расположено между диафрагмой и пупком.
Явления Инь. Холод, Сырость, пассивность, разложение, сжатие, свертывание, пустота, медленное, хроническое; когда Инь уменьшается, доминирует Янь; недостаток Инь вызывает Жару и Сухость.
Явления Янь. Жара, сухость, активность, рост, расширение, рассеяние, полнота, внезапность, острота; когда Янь уменьшается, доминирует Инь; недостаток Янь вызывает Холод и Сырость.
Якорь (условно). В силу своей способности консолидировать Ки (Субстрат) Почки могут «хватать» Ки или «держаться за» Ки, таким образом давая организму корень, нижний центр притяжения, стабилизирующий организм подобно якорю, который не дает кораблю дрейфовать. Если Почки теряют эту способность, возникают такие проблемы, как короткое дыхание, дурнота и приливы жара.
Янь. Буквально «солнечная сторона горы», одна из двух основополагающих сил, организующих вселенную. Янь обнаруживает себя как форма, свет, шум, тепло, деятельность и рождение. Янь включает функциональную деятельность тела и генерацию метаболической жары.
|